Кризис ТРЦ. Испытание безденежьем

На рынке торговой недвижимости в РФ кризис заметен невооруженным глазом: резко снизился потребительский спрос, пустеют ТРЦ и моллы, предприниматели ищут более дешевые арендные площади, сокращают количество торговых точек или даже закрывают бизнес. Чем выше класс торгового центра, тем больше убытков терпят коммерсанты.

На заре формирования капитализма в России ставки аренды и цены продаж фиксировались в американских долларах. Так было до 2004 года, когда был опубликован закон, обязующий торговцев указывать цену на все товары в российских рублях. С началом последнего кризиса и резким укреплением американской валюты первыми пострадали ритейлеры, торгующие одеждой, обувью и аксессуарами. Большая часть из них размещали заказы на пошив коллекций за рубежом, расплачиваясь валютой, а цены на товары выставляли в рублях. Цена на аренду помещений в российских ТЦ тоже была привязана к курсу доллара. Резкое падение курса российского рубля повлекло за собой снижение рентабельности и, как следствие – массовые требования арендаторов к собственникам коммерческой недвижимости о пересмотре договоров аренды и переводе ставок из долларов в рубли по докризисному курсу.

Многие арендодатели пошли на поводу у коммерсантов, под угрозой собственного разорения. Ничто так дурно не сказывается на репутации торгового молла, как пустующие площади, закрытые магазины и отсутствие посетителей.

О причинах сложившейся ситуации и дальнейшей судьбе отечественного ритейла рассуждают специалисты в сфере управления коммерческой недвижимостью:

Эдуард Тишко, директор, управляющий партнер компании LCM Consulting, и Максим Колесников, генеральный директор компании MALLBROKER.

— Уважаемые эксперты, когда, по вашим ощущениям, начался кризис, в какой стадии его мы находимся сейчас («внизу воронки» или будем падать еще глубже?), каковы были причины (внешние и внутренние) этого явления и как из кризиса выбираться?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *