Своя земля

Государство наше исторически с большой неохотой принимало идею частной собственности граждан на землю, хотя земли в России было и есть очень и очень много. Площадь земельного фонда в РФ составляет 1 млрд 709 млн гектаров! Даже в плотно застроенных Москве и Московской области суммарно жилой недвижимостью занято всего лишь 6% площади. Остальное – леса, поля и луга, поросшие бурьяном и разнотравьем… Кстати, знаменитый декрет ленинского правительства о земле вовсе не отдавал ее крестьянам в собственность, просто делал объектом общенародного достояния (отняли у помещиков – отдали в распоряжение колхозов, но не частников).
В СССР земельные участки предоставлялись гражданам (как и юридическим лицам) во временное пользование, а любые сделки с недвижимостью были запрещены.

Только в ноябре 1990 года, с началом «перестройки», в РСФСР была принята земельная реформа, признававшая в стране существование частной собственности на землю – индивидуальной, коллективно-долевой и коллективно-совместной.
Главным камнем преткновения в реализации земельной реформы служила земля сельскохозяйственного назначения. Хотя она почти не использовалась для посевов и выпаса скота ввиду массового разорения колхозов и совхозов, законодатели опасались, что сельхозземли будут скуплены коммерсантами под коттеджную застройку, и тогда уже вернуть их государству обратно будет невозможно.
На птичьих правах
Постепенно все же большая часть бывших колхозных земель была передана людям в виде земельных паев, что породило довольно экзотическую форму частной собственности. Новый собственник бывшей сельхозземли получил право разбивать на своем участке сады и огороды, строить объекты недвижимости (дома и сопутствующие строения), но не получил права распоряжаться этой землей – продавать, передавать по наследству, а также не платил земельный налог. К тому же у владельца не было полноценных документов на землю – была всего лишь справка о том, что участок предоставлен ему в пользование решением поселкового Совета. Государство в любой момент могло у такого пользователя земельный участок изъять, заплатив взамен небольшой выкуп, сумма которого устанавливалась по результатам госоценки.

С 2001 года российские законотворцы озаботились задачей проведения инвентаризации земель, их кадастрового учета и создания единого кадастра недвижимости. В итоге были сформированы три основные базы, содержащие данные о земельных участках и объектах недвижимости: государственный земельный кадастр, база БТИ и база регистрационной палаты при Министерстве юстиции. Попытка объединить все три источника в единую базу не увенчалась успехом: границы участков часто не совпадали, описания объектов были неточными. Впереди чиновников ожидала долгая работа по гармонизации документов и приведения их к единому стандарту. Закон «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ был принят в июле 2007 года.

В конечном итоге для приведения проблемы в правовое русло и обретения государством возможности сбора налогов была придумана «дачная амнистия».

По предоставлению в Росреестр любых справок и документов о владении земельным участком гражданину оформляли свидетельство о собственности на землю по упрощенной схеме. Однако далеко не все «нелегальные» собственники земель поспешили воспользоваться этой возможностью: из 12 миллионов бывших колхозников, являющихся собственниками земельных паев, документы на землю оформили только 400 тысяч (чуть более 3%). Причина была в том, что переоформление требовало уплаты пошлин и сопровождалось изматывающей бюрократической волокитой (т.е. на деле никакой «упрощенки» не получилось).

Сегодня владельцы не амнистированных участков рискуют лишиться своей собственности в любой момент, если государство решит изменить статус их земли. К примеру, признать местность природным заповедником, водоохранной зоной или освободить ландшафт от «самостроя» с целью возвести на нем какие-то коммерческие объекты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *