Как изменит столицу запуск МКЖД?

Идея создать окружную железную дорогу вокруг Москвы принадлежала министру финансов Российской Империи Сергею Юльевичу Витте. Прогрессивный чиновник, приверженец научно-технического прогресса, анонсировал ее в ноябре 1897 года на Особом совещании с участием императора Николая II. Из 13-ти предложенных проектов был выбран лучший – инженера П.И. Рашевского, предлагавший половину путей обустроить под движение пассажирского транспорта, а половину – под грузовое. В ценах начала ХХ века смета составляла 40 млн рублей. Но большая часть госбюджета ушла на войну с Японией, и вместо четырех путей на кольце было построено только два, где и было организовано преимущественно грузовое движение.
Запуск МОЖД в 1907 году был ознаменован провалом: дорога в районе станции Ростокино имела дефект полотна, а на Лихоборах не доделали поворотный круг. Но через год недоделки устранили, и правительственная комиссия приняла проект. В рамках строительства было сооружено четыре моста через Москву-реку: Даниловский, Андреевский, Краснолужский  и Дорогомиловский, и два моста через реки Яуза и Лихоборка. Было спроектировано и построено 14 станций в едином стилевом решении, выстроены пакгаузы и технические здания: депо, кузницы, водонапорные башни, мастерские и т.д. Залы ожидания были оборудованы буфетами, креслами и печным отоплением (отапливались русскими и голландскими печами). Их оснастили электричеством и высокоточными часами от фирмы Павла Буре.
Новая дорога была проложена через поля, леса, торфяные болота и пашни. В годы Великой Отечественной войны по ней эвакуировались промышленные предприятия, перевозилось тяжелое вооружение и боеприпасы.

Пассажиры тоже первоначально перевозились по МОЖД до станций: Серебряный Бор, Лихоборы, Лефортово, Канатчиково, Владыкино, Воробьевы Горы и Братцево. До 1917 года МОЖД развозила рабочих и служащих на предприятия, но после 1920 года, с появлением автобусного и трамвайного сообщения, пассажирское движение по окружной железной дороге столицы решили упразднить. Так МОЖД стала использоваться исключительно для перегонки «товарняков». Даже когда в 50-х годах по Москве и области пустили электрички, Малое кольцо не включили в этот проект – из-за сложностей с электрификацией старых мостов. В 1970-х годах МОЖД все же частично модернизировали, включив в состав  Московско-Окружного отделения, но роль полноценного пассажирского транспорта опять не досталась увядающей «приме».
Новая роль грузовой «железки»
До 2013 года кольцевая железная дорога Москвы пропускала между кольцом и радиальными направлениями более 70 пар грузовых поездов в сутки, ежедневно разгружала около 330 вагонов с топливом, строительными материалами, заводским оборудованием и разными промтоварами. По ней же курсировали экскурсионные ретропоезда с паровозами. Проложенная по задворкам Москвы, через неэстетичные промзоны, чернорабочая «золушка» РЖД  почти смирилась со своей неприглядной ролью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *