Итоги 2015 года: кризис навел новые порядки на рынке недвижимости

Самые значимые события, которые стали судьбоносными для дальнейшего развития рынка недвижимости, – это продолжающийся экономический кризис, который стал причиной значительного снижения доходов населения. В дополнение к этому ряд банков отказались выдавать ипотечные кредиты или просто не согласовывали необходимую сумму заемщику даже при благополучной кредитной истории. Другие банки увеличили процентные ставки по ипотечным кредитам, что на фоне сокращения рабочих мест, снижения зарплат (или отмены премий) и роста стоимости потребительской корзины привело к тому, что количество выдаваемых ипотечных кредитов сократилось на 60-70%. В таких условиях даже при устойчивом намерении купить квартиру выполнить задуманное для многих оказалось маловероятным.
Кирилл Брюлин, генеральный директор риэлторской компании Brulin&Partners:
— Экономическая ситуация в стране очень сильно ударила по рынку недвижимости, сократив количество сделок до минимума. Зарплаты у большинства граждан снижены или остались на прежнем уровне, многие попали под сокращение, а цены на продукты питания и товары повседневного спроса значительно выросли. При этом количество просроченных кредитов по сравнению с прошлым годом выросло примерно в два раза, сильно сократилось количество сбережений граждан, которые они размещали в банках. Рост курсов основных валют также добавил негатива: определенная часть граждан держит свои сбережения в валюте, поэтому тратить эти сбережения им страшно (а вдруг курс резко упадет или поднимется?), и они считают уместным подождать, откладывая решение жилищного вопроса до лучших времен. Другая часть граждан, продававшая свою недвижимость за цену в валюте, не захотела пересчитывать ее в связи с изменившимся курсом, и такие объекты просто «висят».
Подобные настроения среди населения стали основополагающими для каждой из сфер рынка недвижимости. Правда, со своими нюансами.
Новостройкам «повезло» больше
Ярким негативным моментом для первичного рынка с точки зрения застройщиков стало повышение ключевой ставки, после чего ряд компаний-девелоперов стали сомневаться в своих возможностях по финансовому обеспечению проектов и даже отказываться от их реализации. А те, кого кризис застал в процессе строительства, пытались «выплыть» за счет повышения цен, которое объясняли удорожанием строительных материалов, а позже, поняв, что это отталкивает покупателей, изменили стратегию на противоположную в виде акций, скидок, бонусов. Правда, как выяснилось, не все акции привлекали покупателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *