Деньги – в студию!

Как и в период кризиса 2008-2009 годов, на московском рынке недвижимости спрос разворачивается в сторону однокомнатных квартир и студий. Застройщики, предугадав тренд, выводят на рынок проекты с преобладанием мини-форматов не только в сегментах «эконом» и «комфорт», но и в премиальном секторе.
На первичном рынке московского жилья уверенно растет доля «однушек» и студий. По оценке экспертов «Метриум Групп», за 2015 год число новостроек, включающих мини-форматы, выросло в семь раз. При этом студии стали в январе драйвером спроса за счет понижения цены лота: если средняя стоимость двухкомнатной квартиры, по сравнению с декабрем 2015-го, возросла на 5,6%, а трехкомнатной – почти на 10%, то студии подешевели на 1,6%. На сегодняшний день средняя цена лота в этом сегменте составляет около 4,5 млн рублей. При этом продавцы охотно дисконтируют, поэтому в наиболее дешевых локациях – в основном на юго-востоке и северо-западе Москвы – достойную студию эконом-класса можно приобрести и за 4 млн рублей.
Кстати, схожую динамику демонстрирует и ближайшее Подмосковье, куда кризис «гонит» бюджетный спрос. Если в начале 2015 года доля студий на первичном рынке не дотягивала до 10%, то сейчас, по данным компании «Лидер Групп», она достигла уже 15%. Падение спроса на большие площади заставляет застройщиков переформатировать проекты на завершающей стадии строительства. «В ряде подмосковных локаций уже есть явный профицит такого предложения», – отмечает эксперт компании Дмитрий Пантелеймонов.
Что же представляет собой современная студия и можно ли считать ее долгосрочным антикризисным трендом? Чтобы ответить на этот вопрос, полезно проследить, как развивался этот сегмент в последние годы и какова целевая аудитория покупателей.
От кризиса к кризису: качели спроса
На первичном рынке Москвы студии массово стали появляться на рубеже 2008-2009 годов, как антикризисное предложение. Однако повышенный спрос этому формату обеспечили не нуждающиеся в жилье, а инвесторы: москвичи стали скупать дешевые мини-форматы для последующей перепродажи или сдачи в аренду. Соответственно, студии стали стремительно дорожать и исчезать с рынка. Окончательно «добило» спрос быстрое восстановление финансовой системы после кризиса. Доступная и относительно недорогая (особенно в валютном исчислении) ипотека переориентировала покупателей на большие форматы.
Впрочем, наиболее дальновидные девелоперы уже тогда прогнозировали новый виток кризиса. Уже с конца 2013 года в новых проектах вновь стала расти доля квартир и апартаментов площадью 30-70 кв. м. В 2014 году, накануне девальвации, лидером спроса в сегментах «эконом» и «комфорт» были двухкомнатные квартиры. Однако «черный вторник» еще больше сократил амбиции покупателей: в 2015-м на рынке уже доминировали однокомнатные квартиры и студии. К концу года их доля в общем объеме спроса, по данным консалтингового центра  Est-a-Tet, возросла до 46%. Некоторые аналитики оценивают ее еще выше – в 52-55%.
Именно на рубеже 2014-2015 годов те самые дальновидные девелоперы, о которых шла речь выше, оперативно начали переформатировать новые проекты в Москве, повышая долю малометражек. Так, например, «ИНТЕКО» в своем комплексе «Лайнер» на Ходынском поле отвело немалую долю студиям, и шаг оправдался: 64% от общего числа сделок по «Лайнеру» в 2015 году пришлось на этот сегмент. Почти 25% продаж в МФК Match Point в Филевском парке также составили сделки по студиям.
Всего же в конце прошлого года на первичном рынке Москвы были представлены пятнадцать проектов, в которых можно было приобрести студию класса «эконом» или «комфорт». Для сравнения: в конце 2014-го таких проектов насчитывалось всего два. В общем объеме предложения нового жилья доля студий возросла более чем вдвое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *